Ирина Фролова: «Для продуктивной работы нужно полное взаимопонимание»

Итоги года подводит ректор Красноярского краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта Ирина ФРОЛОВА.

Сегодня развитие массовой физической культуры является важнейшим направлением государственной политики. Что в 2017 году для обеспечения этого развития было сделано коллективом института?

– В октябре этого года мы совместно с краевым министерством спорта провели конференцию «Массовый спорт – основа здоровья нации». Цель конференции – обсудить вопросы, связанные с эффективными формами вовлечения различных групп населения в занятия физической культурой. Сегодня эта тема имеет большую актуальность. Ведь без развития массовой физической культуры у нас не будет качественного резерва для спортивных школ, спортивных сборных. Многие известные спортсмены начинали свой спортивный путь с дворовых площадок, школьных катков. Поэтому мы попытались объединить на площадках конференции и представителей физкультурно-спортивных организаций, и школьных учителей физкультуры, и представителей трудовых коллективов, и лидеров молодежных спортивных движений, таких, например, как воркаут.

Также в ходе конференции была дана оценка роли массового спорта в формировании мотивации к ведению здорового образа жизни, а также роли комплекса ГТО в развитии системы физического воспитания школьников и студентов.

Конференция собрала около 400 участников из 46 территорий Красноярского края, а также пермского и алтайского регионов.

Помимо конференции, работа, конечно, велась и в течение года. Так, специалистами института были разработаны и проведены программы повышения квалификации для специалистов спортивных клубов по месту жительства, центров тестирования ГТО. Кроме того, специалисты отдела ГТО регулярно проводили выездные семинары, а для популяризации данного направления были проведены два уже традиционных конкурса – смотр-конкурс на лучшую организацию работы по внедрению комплекса ГТО в Красноярском крае и творческий конкурс «Ты в ГТО – а значит в теме!».

Как выстроены взаимоотношения института со спортивными федерациями? В какие процессы они включены?

– Спортивные федерации играют большую роль в развитии видов спорта. Поэтому мы считаем, что взаимодействие с федерациями – это одна из ключевых задач на сегодняшний день. Наш институт в этом году организовал ряд встреч со спортивными федерациями с целью разработки механизмов взаимодействия по развитию кадрового потенциала, в первую очередь – тренерского состава, а также по внедрению инновационных технологий в тренировочный процесс.

В декабре, совместно с министерством спорта Красноярского края в рамках семинара-совещания руководителей и специалистов органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований Красноярского края мы провели площадку профессионального общения «Роль и место спортивных федераций в развитии видов спорта. Взаимодействие с органами власти». Обсуждали вопросы взаимодействия федераций со спортивными учреждениями, повышения квалификации тренерского и руководящего состава, сохранение и преумножение контингента занимающихся.

Сегодня каждая организация, начиная от министерства спорта и заканчивая спортивным клубом по месту жительства, занимает свое место в системе подготовки спортивного резерва. И единственное, что нам нужно для продуктивной работы – полное взаимопонимание, в котором каждый из субъектов этого сотрудничества видит, какие задачи он должен выполнить. Именно на таких площадках мы можем находить те знания, делиться тем опытом, который поможет грамотно выстроить нашу совместную работу.

Одно из приоритетных направлений института – работа со спортивно одаренными детьми. С какими спортивными организациями в 2017 году велась работа?

– В проекте Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года приведены факты о том, что с этапа начальной подготовки на тренировочный переходит 62,3% спортсменов, а с тренировочного на этап совершенствования спортивного мастерства – только 6%. Это свидетельствует о неэффективности процедуры отбора и перевода спортсменов с этапа на этап. При этом одной из основных задач модернизации системы подготовки спортивного резерва является работа по отбору и сопровождению спортивно одаренных детей.

С 2014 года наш институт реализует комплекс мероприятий, направленный на выявление и ориентацию одаренных в спорте детей. Мы проводим диагностику детей, обучающие и экспертные семинары, круглые столы, публикуем статьи по вопросам спортивной одаренности, а также разрабатываем альтернативные методики повышения функциональной работоспособности спортсменов. За 5 лет работы специалисты лаборатории по работе со спортивно одаренными детьми обследовали более 3000 спортсменов в различных видах спорта в возрастной категории 13-17 лет.

Наибольший опыт взаимодействия на предмет проведения диагностики и рекомендаций по организации тренировочного процесса у института сложился со следующими организациями: «Академия зимних видов спорта», «Академия биатлона», «СДЮСШОР по санным видам спорта», «СДЮСШОР по ледовым видам спорта», «Федерация керлинга Красноярского края», «СДЮСШОР по футболу «Енисей», «СДЮСШОР «Старт» (Зеленогорск), «Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва».

В этом году продолжил свою работу проект «Школа методиста». Достигнута ли цель, поставленная при его разработке, и каковы перспективы этого проекта?

– Мы инициировали проект «Школа методиста» с целью создания постоянно действующей экспертно-консультационной площадки, способной решать актуальные задачи методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва.

В ходе реализации в проект были включены специалисты спортивных организаций из Канского, Северо-Енисейского, Нижнеингашского, Саянского, Уярского районов, а также городов Боготол, Железногорск, Зеленогорск, Красноярск, Минусинск. Можно с уверенностью говорить о том, что за год работы в проекте сформировался творческий профессиональный союз. По мере реализации проекта у всех его участников появилось понимание содержания проблем, изменений, происходящих в отрасли на сегодняшний день.

Поэтому следующей задачей, которую мы ставим перед собой, является создание в институте постоянно действующей площадки по оказанию практической методической помощи, распространению обобщенных знаний в профессиональной среде методистов отрасли.

Среди приоритетных задач «Школы методиста» в 2018 году – формирование системы привлечения и поддержки молодых специалистов в спортивных школах. Создание адресной методической помощи физкультурно-спортивным организациям по доведению актуальной информации о приоритетных направлениях государственной политики в отрасли физической культуры и спорта. В работе «Школы методиста» в предстоящем году мы планируем осветить такие темы, как организация опытно-экспериментальной деятельности с одаренными детьми, прогноз и моделирование уровня подготовленности спортсменов на этапах спортивной подготовки, обновление содержания воспитательной работы со спортсменами.

Надеемся, что проект «Школа методиста» станет эффективным средством упрочения социального статуса инструктора-методиста в отрасли, повышения престижности и привлекательности данной профессии.

Информационные технологии помогают систематизировать большой объем данных, осуществлять дистанционное образование, мониторинги. Какие формы применяются сегодня в институте?

– Да, действительно, большую роль в деятельности специалистов физкультурно-спортивных организаций играет аналитическая и информационно-аналитическая работа. Для овладения навыками работы по применению современных электронных форм, систематизации процесса учета, анализа, обобщения результатов специалисты информационно-аналитического отдела института регулярно проводят обучающие семинары.

В течение года наш институт проводил обновления 5 информационных ресурсов, в том числе таких, как «Система подготовки спортивного резерва Красноярского края» и «Спортивные клубы по месту жительства Красноярского края».

Кроме того, в этом году начата апробация информационно-аналитической системы «Универсиада 2019: спортивный резерв». База данных уже размещена на вычислительных мощностях Агентства информатизации и связи Красноярского края. В апробацию включились краевые учреждения, в которых развиваются зимние виды спорта. Ответственные специалисты этих учреждений получили тестовые учетные записи и приступили к работе в ИАС.

Одним из основных направлений деятельности института является повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Сколько специалистов прошли обучение в 2017 году? Каковы особенности реализованных программ?

– Наши образовательные программы формируются под задачи отрасли. Приоритетным для нас является обеспечение качества образовательной услуги: удовлетворенность слушателей содержанием, методами преподавания и организацией образовательного процесса.

Введение профессиональных стандартов в отрасли, нормативно-правовые изменения в обеспечении подготовки спортивного резерва, развития массовой физической культуры, в том числе адаптивной физической культуры, служат основанием для обновления содержания наших программ.

Важным для нас является создание системы профессиональной поддержки и повышения квалификации тренерского состава по группам видов спорта, по этапам подготовки. Как было отмечено ранее, мы видим эту работу во взаимодействии со спортивными федерациями и региональными центрами спортивной подготовки.

Всего в 2017 году повышение квалификации прошли более 500 специалистов. По профессиональной переподготовке услугу получили 75 человек.

Современные тенденции в отрасли, сопровождающиеся изменением инфраструктуры, появлением совершенно новых объектов, увеличением количества специалистов, а также потребностью в новых специальностях ставит перед нами все новые задачи. Мы понимаем, что эффективное их решение возможно только во взаимодействии с нашими ведущими спортивными организациями, как краевыми, так и муниципальными. Благодарим за сотрудничество всех специалистов, принимающих участие в организации образовательных, экспериментальных, конкурсных площадок.

Надеемся, что в 2018 году нам удастся расширить как целевую аудиторию наших слушателей, так и число организаций-партнеров.

Текст: Анна ВЕЛИЧКО.

Фото: архив ИПК.

тэги новости:Спортивный мир

Новости

Проверка сил

Тренеры иностранных сборных поделились впечатлениями от турнира.

Претенденты на последний комплект медалей турнира

В Красноярске завершается Ярыгинский турнир-2020.

Чернов забил, а Эдлунд нет

Сборная России по хоккею с мячом обыграла команду Швеции.

Winners and prize-holders speak

The awards winners have shared their impressions.

Говорят победители и призеры

Обладатели наград делятся впечатлениями.

Все новости